Зрительский отзыв на спектакль «Господин Фридеман и другие несчастные». (Елена Смирнова)

«Еще летом могла познакомиться с работами творческой корпорации «Aronin Space», художественным руководителем которой является Сергей Аронин, но…не сложилось. Поэтому постаралась не упустить второй шанс и пришла 19 декабря на премьеру спектакля «Господин Фридеман и другие несчастные».
Из анонса спектакля на сайте http://aroninspace.ru/ узнала, что спектакль «Господин Фридеман и другие несчастные»- это 7 экзистенциальных рассказов перед самоубийством. Вольная фантазия Сергея Аронина по мотивам произведений И. Бунина, Г. Гессе, А. Камю, Ф. Кафки, Т. Манна, В. Набокова, Ж.-П. Сартра и И. Бродского».
Суть спектакля – экзистенциальность. Помню, в вузовском курсе философии мне даже достался на экзамене вопрос об экзистенциали́зме (философии существования, особом направлении в философии, акцентирующем своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающем его иррациональным) и получила я тогда за ответ на него «отлично», но это было так давно, страшно сказать – аж в прошлом веке!!!
А в этом веке ответ на вопрос «Что же это за зверь такой?» можно легко найти в Интернете — «Экзистенциальность — это когда человек почему-то вдруг начинает ощущать себя частичкой Мироздания, попадает в такой своеобразный поток своих чувств, когда он понимает бренность и временность своего нахождения в этом мире. Он как бы поднимается над собой, над суетой, видит себя со стороны. Он понимает, что может умереть, но не жалеет об этом».
Еще одна цитата с сайта:
«Основная задача нашей лаборатории – разрушить стереотипы и привнести театр туда, где раньше его никогда не было».
Для премьеры нового спектакля на этот раз был выбран Культурный Центр Come-In – «пространство нового формата, объединяющее арт-центр и площадку для мероприятий и культурных событий».
Разыскать его мне пришлось не без труда, хотя и расположен он минутах в 15 ходу от метро Таганская.
Все очень демократично – сами раздеваетесь на первом этаже и поднимаетесь в холл второго этажа. Здесь, в зависимости от цены билета, вам на руку одевают бумажный браслет – фиолетовый для VIP-персон, серый – для рядовых, белый – для приглашенных (к которым относилась я).
Программка спектакля упакована в конверт с логотипом Театрального пространства.
А внутри всех ждал сюрприз – в спичечном коробке лежали кусочек мыла и веревки…
Время проведения спектакля было обозначено 20.30 – 23.00, однако в зал зрителей в порядке приоритета стали запускать только около девяти часов. Место мне досталось с одной стороны просто шикарное – диван по центру второго ряда, но он оказался очень неудобный и на нем можно было только полулежать, ничего не видя при этом из-за голов впереди сидящих. Поэтому пришлось «пожертвовать» спиной и сидеть согнувшись, как на откидном месте в театре.
А в центре зала был расстелен черный полиэтилен, на котором в мешках из него же лежали участники спектакля – только ноги торчали!
Все расселись и действо наконец-то началось! Нас сразу погружают в атмосферу экзистенциальности и персонаж, обозначенный в программке как «ВЫЖИВШАЯ» — Варвара Рябова, рассказывает о ней.
В первом акте «Прощай, забудь…» вниманию зрителей представили «Маленького господина Фридемана» Томаса Манна, «Герострата» Жан-Поля Сатра, «В Париже» Ивана Бунина и философско-психологическую новеллу Владимира Набокова «Пильграм». Как вам такой подбор???
А чем дальше – тем больше – и во втором акте «Каждый перед богом наг…» нас ждали инсценировки по рассказу Альбера Камю «Иона или Художник за работой» и знаменитому «Превращению» Франца Кафки!!!
Я была знакома до этого вечера только с произведениями Ивана Бунина и Франца Кафки.
Следующая цитата с сайта:
«Мы не ставим скучные иллюстративные спектакли по произведениям русской и зарубежной литературы, которые уже перечитаны вдоль и поперек и заучены наизусть московским зрителем. Наоборот, мы залезаем в самые дальние уголки литературы и находим там самые неожиданные, экстравагантные и неизвестные произведения самых эксцентричных авторов».
И ведь не обманули!!!
Спектакль Сергея Аронина – это не пересказ уникальных литературных произведений, а очень интересная попытка воздействия с их помощью на чувства и эмоции зрителей, попытка достучаться до души каждого!
Во время всего действия на сцене минимум декораций и реквизита. Основным материалом в сценографии спектакля служат полиэтиленовая пленка, цветная лента – скотч, кусочки картона, на которых написаны от руки названия произведений. Очень интересная работа со светом. Цвет костюмов персонажей – черный…Лишь в одном рассказе он «разбавлен» алыми шляпами на действующих лицах.
А вот в последней части спектакля, жизнеутверждающей, по рассказам Германа Гессе «Первое приключение» и «Что увидел поэт вечером») артисты появляются в светлых костюмах, но…это самая неудачная часть спектакля, разрушающая своей монотонностью (просто читка) то впечатление, которое вызвала вся царившая здесь до этого фантасмагория. А ведь конец – делу венец!
Зрительный зал на 99,9% состоял из молодежной аудитории и я была искренне благодарна Сергею Аронину за то, что он ведет с ней разговор о смысле, сути и способе существования, обращаясь к настоящей литературе.
Про себя могу сказать только то, что после спектакля я уже прочитала и «Пильграма», и «Герострата», и «Иону…», неизвестных мне дотоле и останавливаться на этом не намерена!
А на странице Театрального пространства Сергея Аронина в Фейсбуке можно посмотреть, что говорит о премьере сам режиссер (https://www.facebook.com/aroninspace/videos/500529927102269/). «

Отзыв взят с сайта https://www.afisha.ru/

Добавить комментарий